МУСИГИШЦНАСЛЫГЫН АКТУАЛ ПРОБЛЕМЛЯРИ
СИНЕРГЕТИКА И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИССЛЕДОВАНИЙ С. С. СКРЕБКОВА
С. А. ФИЛАТОВ-БЕКМАН
Search

МУСИГИШЦНАСЛЫГЫН АКТУАЛ ПРОБЛЕМЛЯРИ
СИНЕРГЕТИКА И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИССЛЕДОВАНИЙ С. С. СКРЕБКОВА
С. А. ФИЛАТОВ-БЕКМАН
КВАЗИДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Александр ЧЕРНЫШОВ
АНАРХИСТЫ ИЛИ КЛАССИКИ?
Ольга ГАРБУЗ
АРБОРЕСЦЕНЦИИ: ОБ ОДНОМ ИЗ ВИДОВ КОМПОЗИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ЯНИСА КСЕНАКИСА
Михаил ДУБОВ

 


Казалось бы, такое название небольшого очерка о деятельности профессора С. С. Скребкова могло бы вызвать у читателя некоторое недоумение. Действительно, музыкально–теоретические исследования профессора, проходившие во второй трети ХХ века – и наука синергетика, раскрывшая свои возможности лишь к концу столетия и перешагнувшая за грань XXI века. Вместе с тем многие работы ученого, создаваемые им на протяжении нескольких десятков лет, постоянно отражали глубокий интерес Сергея Сергеевича к математике, физике, акустике; он опирался на математические методы и в собственно музыковедческих трудах: это во многом объяснялость тем, что С. С. Скребков закончил не только Московскую консерваторию, но также физико–математический факультет Московского университета.

        Однако глвное заключается в том, что ученый обладал даром научного предвидения. Он чувствовал новые идеи в сферах, достаточно далеких от музыкознания, воспринимал эти идеи и воплощал их в своих работах, совмещая их со специфическими задачами музыкальной науки. Дар предвидения, особенно ярко проявившийся к 50 – 60 годам, привел С. С. Скребкова к осознанию роли кибернетического моделирования в музыковедении: это отчетливо отразилось в его последних работах.

        Важно, что для формирования научно-творческих взглядов и установок сыграло большую роль общение ученого с его замечательными учителями и друзьями – А. Ф. Лосевым, Н. С. Жиляевым, Н. А. Гарбузовым, М. Ф. Гнесиным, а позднее – математиком акад. А. Ю. Ишлинским, физиком акад. Е. Л. Фейнбергом.

        Какие же работы С. С. Скребкова (а их более двадцати из его обширного наследия) связаны с физикой, математикой, акустикой? И как воплотились в них идеи наук будущего – кибернетики и синергетики?

        Работы С. С.Скребкова, связянные с акустикой, охватывают период с 1930 по 1964 годы. Автор изучал вопросы формирования тембра («К проблеме электрических музыкальных инструментов», 1933), а также роль громкостной динамики («Исследование динамических особенностей художественного исполнения перед микрофоном», 1934). Он указывает ряд художественных факторов, определяющих различие между исполнительскими трактовками произведения различными музыкантами: род инструмента или ансамбля, характер сочинения, а также индивидуальный стиль исполнения.

        К 1940 году относится работа «Некоторые данные об агогике авторского исполнения А. Н. Скрябина», посвященная темпово–агогической стороне исполниния. В 1944 году С. С. Скребковым было подготовлено военно–акустическое изобретение в области противовоздушной обороны «Прибор для тренирвки слухачей». К 1950 году относится исследование «Диаграмма громкостей инструментов симфонического оркестра». В 1964 году С. С. Скребков редактировал сборник трудов кафедры теории музыки Московской консерватории «Применение акустических методов исследования в музыкознании».

        Математические методы применены ученым в крупном исследовании «Теория имитационной полифонии», изданном посмертно в 1983 году. К исследованию имитационной полифонии привлечены методы математической теории групп. Этот труд, как писали ученики С. С. Скребкова – Ф. Г. Арзаманов и Е. В. Назайкинский – явился большим событием в музыкальной науке. Называя это исследование «ценнейшей книгой», они отмечали, что идеи, сформулированные автором, в значительной степени опережают свое время.

        Начало 60-х годов ХХ века отмечается формированием интереса исследователя к идеям кибернетики и возможности их применения в области музыкальной науке. Так, в декабре 1964 года С. С. Скребков писал: «Метод кибернетического моделирования позволяет проверить истинность и важность любой теории, если только ее можно выразить в цифрах. Если теория провально отражает явление, то его модель, постраенная в соответствии с теорией, должна быть подобна самому явлению» («Машина и контрапункт строгого стиля» // Сов. музыкант, 30 дек. 1964 г.)


        Материалларла бцтювлцкдя таныш олмаг цчцн ъурналын «Harmony» сайтына мцражият едя билярсиниз.

С полной версией статьи вы можете ознакомиться в электронном журнале "Harmony".

   
    copyright by musiqi dunyasi 2000-2005 ©

 


Next Page