БИЗЯ ЙАЗЫРЛАР...
МЭТЬЮ БАРЛИ: В ПОИСКАХ КРАСОТЫ «BETWEEN THE NOTES»
-
Search

БИЗЯ ЙАЗЫРЛАР...
ЭЕЛЕНЕКТЕН ЕВРЕНСЕЛЕ БИР БЕСТЕЖИ ЩАСАН ФЕРИД АЛНАР
Щалил АЛТЫНКЮПРЦ
МЭТЬЮ БАРЛИ: В ПОИСКАХ КРАСОТЫ «BETWEEN THE NOTES»
-

 


       Читая его биографию, можно изучать географию. Родился и учился в Лондоне. Далее продолжил учёбу в Московской Консерватории. Его сольная и камерно-исполнительская деятельность позволила объездить полмира – большинство стран Европы, Северной Америки, Среднего и Дальнего Востока, Австралию и Новую Зеландию. Он одинаково успешно выступает с лучшими симфоническими оркестрами, народными музыкантами, различными ансамблями и танцевальными труппами. В его репертуаре – сочинения от Баха до современных композиторов, вдохновлённых его исполнительским творчеством, его собственные композиции и импровизации. В январе этого года известный британский виолончелист, композитор и основатель ансамбля «Between The Notes», Мэтью Барли начал работу по созданию совместной программы с музыкантами ансамбля «Омнибус», основанным узбекистанским композитором Артемом Кимом. Также в течение недели музыкант провёл серию мастер-классов практически во всех музыкально-образовательных учреждениях Ташкента. С вопроса, заданного мэтром ученику, мы и начали наше интервью.

       Нигора Хасанова: На одном из мастер-классов Вы спросили – для чего люди слушают музыку? А как бы Вы сами ответили на этот вопрос? И что такое – хорошая музыка?

       Мэтью Барли: Конечно, это вопрос очень сложный и интересный, но на него можно ответить. Давайте вместе подумаем о том, откуда произошла музыка, проследив за тем на примере существующих и поныне малоцивилизованных африканских племён. У этих племён нет термина, обозначающего только музыку, у них есть одно слово, которое обозначает и музыку, и песню, и танец, и рассказ, и даже память! Этот аспект чрезвычайно важен, ибо музыка представляет собой некое интегрирующее начало, которое является не только средством выражения определённых чувств, но и соединительным звеном - отдельной личности, группы людей, человечества в целом. Этот связующий элемент сейчас находится под угрозой исчезновения в связи с узкой профессионализацией музыки, которая начала выхолащивать сам процесс соединения искусства с глубинами личности.

       Н.Х.: Вы говорите о таких глубинных связях и глобальных процессах, а как Вы относитесь к самому процессу глобализации – это новые возможности, плюсы и/ или минусы?

       М.Б.: Для меня нет никаких негативных аспектов глобализации. Глобализация – это возможность соединения с общечеловеческими ценностями (где бы ты не находился, в любой точке земного шара) на самом высоком уровне. Когда я вижу элементы национализма, то очень сильно огорчаюсь. Когда слышу: «Ах, эта Великая британская культура или, ах, Великая узбекская культура» и т.д., я всё это не приемлю. Потому что воспринимаю мир так: на одном уровне – человеческая индивидуальность, личность, на другом – всё человечество в целом. И когда, например, Буш говорит: «Господь благословил Америку», невольно возникает вопрос: «А что это такое Господь, который мог по каким-то своим собственным причинам выбрать одну страну и не выбрать другие?». Когда подобные вещи говорят мусульмане, китайцы, или кто-то ещё, я вижу в этом признаки «незрелости» человечества. Мне бы очень хотелось увидеть, как человечество дорастёт до понимания того, что существует некое общечеловеческое целое и есть индивидуумы, которые являются частью всего этого целого. И поэтому всевозможные разделения, которые происходят на уровне семьи, племени, национальностей, религий, стран, континентов являются искусственными, ведь реально существуют только индивидуальная и планетарная душа.

       Н.Х.: Что побуждает Вас работать с детьми? Почему не сосредоточиться исключительно на исполнительском и композиторском видах творчества?

       М.Б.: Я не занимаюсь ничем другим, кроме исполнительства и композицией, т.е. когда я работаю с молодёжью – мы вместе сочиняем музыку и исполняем. Я нигде не преподаю виолончель, я занимаюсь только со своими тремя детьми, но это очень ограниченная целевая группа. Вообще я верю в создание музыки и исполнение с молодёжью по двум причинам. Одна из них – очень важная философская – заключается в том, что человечество, как мы все знаем, находится на грани самоуничтожения. А молодёжь – это единственная наша надежда, это будущее человеческой цивилизации. Я глубоко убеждён в том, что творческие силы должны быть направлены на то, чтобы одухотворить именно молодёжь и помочь им спасти всю сложившуюся ситуацию. Поэтому для нас работа с молодёжью, их образование, их просвещение – является очень важной задачей. Второй момент, уже более технический, заключается в том, что когда мы работаем с детьми, то в общем-то совершенно бессмысленно заставлять их петь какие-то классические вещи, в которых они не могут соперничать с профессионалами, например, с хором BBC, с которым мы тоже сотрудничали. Гораздо интереснее работать с молодыми на том творческом уровне и выявлять у них те творческие элементы, которые присущи именно им как данной группе, поэтому работая с ними я пытаюсь найти ту форму, которая наиболее совершенно соответствовала бы их пониманию музыки, и здесь возникают совершенно уникальное звучание и уникальные музыкальные формы. И ещё один немаловажный момент. Недавно я закончил проект в Казахстане, где у нас было семь разных групп - профессиональные музыканты, студенты консерватории, учащиеся музыкальных училищ, учащиеся музыкальных школ, просто любители музыки, дети из интерната с нарушениями опорно-двигательного аппарата, преподаватели. Как видите, очень разные группы, но при этом очень важным аспектом было то, что, работая вместе, мы работали как одно большое целое. Я уже говорил, что все национальности, религии, и т.п., являются искусственным разделением человечества в целом, также как и эти профессиональные барьеры, которые разделяли наших участников. Моей задачей было объединить все эти семь разных групп в единое целое, и когда мы музицировали вместе, очень часто доходило до того, что просто пробирали слёзы. Нас поразила та красота, которая возникала из того, что рушились какие-то искусственные барьеры и происходило объединение наших душ. В этом я вижу один из очень важных аспектов моей деятельности в целом.

       Н.Х.: Какие проекты запомнились особенно?

       М.Б.: Одним из таких наиболее интересных и трогательных был проект в Хорватии, который происходил не в столице – Загребе, а в маленьком затерянном городке, который очень сильно пострадал во время войны. Мы работали с 50 детьми, которые были свидетелями всех тех страшных событий войны, там до сих пор стоят разрушенные здания, видны следы от пуль. Мы работали с детьми, которые были очень долгое время в очень большой степени изоляции от всего остального мира. В этой ситуации происходило следующее – мы работали с группой «Between The Notes» и чем больше возникала потребность в том, что мы можем предложить, в музыкальном и человеческом плане, тем больше мы предлагали. Соответственно, возникает такой хороший цикл взаимного обогащения: т.е. мы предлагаем, что им нужно, они требуют больше, мы хотим от них отдачи и т.д. В конце концов, в течение трёх визитов мы создали вместе с ними замечательное музыкальное произведение, которое мы исполнили и в самом городке и в Загребе. И ещё одни проект, который запомнился – это проект с детьми киприотов, посвящённый вступлению Кипра в ЕС. В нём было задействовано около тысячи детей. Всё происходило на баскетбольном стадионе, на котором собралось свыше пяти тысяч человек. Мы музицировали, импровизировали, и всё было весело, необычно, оригинально. А после выступления практически все зрители побежали к нам просить автографы.




Материалларла бцтювлцкдя таныш олмаг цчцн ъурналын чап вариантына мцражият едя билярсиниз.

   
    copyright by musiqi dunyasi 2000-2005 ©

 


Next Page