МУСИГИШЦНАСЛЫГ
ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Ниязи и Нури бей Сеидзаде-Сарьял
Search

МУСИГИШЦНАСЛЫГ
НИЙАЗИ ВЯ ТЦРКИЙЯ МУСИГИ МЯДЯНИЙЙЯТИ
Сурайа АЬАЙЕВА
ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Ниязи и Нури бей Сеидзаде-Сарьял
МЦАСИР АЗЯРБАЙЖАН МУСИГИСИНДЯ ЙЕНИ ТЯМАЙЦЛЛЯРИН ЯКСИ
Кямаля ЯЛЯСЭЯРЛИ
Г.ГАРАЙЕВИН БИРИНЖИ СИМФОНИЙАСЫ ВЯ С.ПРОКОФЙЕВИН ИКИНЖИ СИМФОНИЙАСЫ: ЙАРАДЫЖЫЛЫГ “ДИАЛОГУ” ПРОБЛЕМИНЯ ДАИР
Лаля КАЗЫМОВА
«СEВИЛ» ОПЕРАСЫНЫН ЪАНР ВЯ ЦСЛУБУ ЩАГГЫНДА
Инара МЯЩЯРРЯМОВА
ГЯЩРЯМАНЛЫГ ЕПОСУНУН ТЯШЯККЦЛ ДЮВРЦНЦН АРАШДЫРЫЛМАСЫНЫН СИНЕРЭЕТИК АСПЕКТЛЯРИ
Камиля ДАДАШ-ЗАДЯ

 


В 2007 году, работая над докладом на тему «Ниязи и музыкальная культура Турции» для выступления на конференции, посвященной 95-летию Ниязи, я прочитала статью Хаджар ханум - супруги дирижера и композитора Ниязи1. Мое внимание привлек эпизод о знакомстве и дружбе Ниязи с семьей турецкого ученого азербайджанского происхождения Нури Сарьяла. В искренних и очень теплых воспоминаниях Хаджар ханум я неожиданно для себя узнала друзей нашей семьи: дело в том, что профессора Н.Сарьяла и моего сына Фарида Гюльмамедова – специалиста в области электроники, выпускника того же Средневосточного Технического университета, где в прошлом преподавал и был ректором Нури бей – связывают давние общие научные интересы.

        Профессор Нури бей Сеидзаде (Сарьял) родился в Баку в 1929 году. После переезда семьи в Турцию, его отец Исмаил Сеидзаде постоянно рассказывал сыну о Баку, знакомил с азербайджанским фольклором и музыкой, прививал любовь к Азербайджану. Ныне профессор Н.Сарьял – известный ученый, автор многих изобретений в области инженерной механики, астро-физики и других областях технических наук. Супруга Нури бея – Нериман ханум, поэтесса и педагог, является родственницей азербайджанского писателя Сабита Рахмана.

        Ниже предлагается вниманию читателей отрывок из статьи Хаджар ханум, где она рассказывает о дружбе с семьей Н.Сарьяла и статью- воспоминание турецкого ученого о Ниязи, которую он написал по моей просьбе, к 100-летию великого маэстро. Статья Нури бея написана на турецком языке, она полностью представлена на языке оригинала. Здесь же дано краткое содержание статьи на русском языке.

        В своей статье Нури бей рассказывает, что с Ниязи они познакомились во время постановки в Анкаре оперы П.Чайковского «Пиковая дама». Этот спектакль под управлением Ниязи Нури бей с женой смотрели три раза. Однажды Ниязи попросил сфотографировать его во время спектакля. Для этой цели Нури бей сел в оркестровой яме, среди скрипачей и фотографировал его в процессе спектакля. Нури Бей отмечает, что перед началом спектакля музыканты с большим вниманием слушали наставления маэстро. Н.Сарьял вспоминает, как в один из дней они с Ниязи и Лютфияром Имановым посетили университет, в котором он тогда работал. С верхнего этажа высотного здания университета Ниязи с восхищением осматривал расположенный в сосновой роще университет. В гостях у семьи Н.Сарьяла, на вечере, устроенном в честь маэстро, помимо Ниязи и Л.Иманова присутствовали ректор и деканы Университета, турецкие композиторы А.Сайгун, Ф.Алнар, Д.Эркин, Н.Аксес. Во время прослушивания оперы «Кероглы» (на пластинке) под управлением Ниязи, Л.Иманов остановил запись и спел арию Кероглу «вживую», так, что «стекла на окнах задребежали». После этого вечера началась крепкая дружба и между композитором А.Сайгуном и Н.Сарьялом. А.Сайгун всегда считал, что Ниязи и Нури бей родственники. В Стамбуле и Анкаре Ниязи неоднократно встречался с Н.Сарьялом на своих спектаклях – «Кероглу» А. Сайгуна и оперы Верди «Аида». После окончания гастролей в Турции, во время прощания, Ниязи обнял Нури бея и сказал: «Дай бог, чтобы твоя голова никогда не склонялась перед врагом».

        В 1979 году, в связи с перспективными предложениями работы в Германии, Нури бей оставил пост ректора университета. Но еще больше его образовало полученное в этот же период приглашение президента Академии Наук Азербайджана академика Г.Абдуллаева посетить республику. Нури Сарьял пишет, что до этого он не был лично знаком с Г.Абдуллаевым, и, вероятно, это приглашение было организовано Ниязи.

        Перед поездкой в Германию Н.Сарьял вместе с помощником ректора О.Куралом полетел в Баку, через Москву. Нури бей вспоминает, что не прошло и минуты после их прибытия в один из московских отелей, как раздался телефонный звонок из Баку – это был Ниязи.

        После пребывания в Москве, настал день отбытия в Баку.

        Н.Сарьял пишет: «Когда мы приземлились в бакинском аэропорту, я был очень взволнован: наконец-то я увижу город, в котором родился, дом и комнату… Ниязи встречал меня у трапа самолета, мы обнялись. Из окна трехкомнатного номера «люкс» гостиницы «Москва» передо мной открывалась красивая панорама Баку. В первый же день пребывания в Баку мы с Ниязи посетили уважаемого Г.Абдуллаева в его кабинете, в Академии Наук. Принимая мой подарок, красочно иллюстрированную книгу о Турции, Г.Абдуллаев взволнованно произнес – «Моя Турция» и прижал ее к груди. В Баку я посетил дом, где родился, после мы с Ниязи побывали в Шеки, Шемахе, любовались красотами Кавказских гор и многих других местностей Азербайджана. Наступило время прощания. Ниязи организовал в отеле прощальный ужин. Были приглашены Гасан Абдуллаев, Рашид Бейбутов, Азад Шарифов.., всего 8 человек. Наутро мы поехали в Аэропорт и попрощались с Ниязи. К сожалению, это было наше последнее прощание.»

        Из статьи Хаджар ханум Гаджибековой. Рассказ о моем муже. В кн. «Маэстро Ниязи». Воспоминания, статьи, письма (Составители Х.Гаджибекова, А. Гусейнов). Баку, 1987.

        ...Несколько слов хочется рассказать и в отношении нашего соотечественника Нури Сарьяла, мальчиком вывезенного в Турцию, ставшего большим ученым-физиком и одно время бывшим ректором самого крупного в Турции учебного заведения – Средне-Восточного технического университета.

        Помню, в первый наш совместный приезд с Ниязи в Турцию еще в 60-е годы, мы жили в Анкаре в небольшом отеле «Анкара-палас». И вдруг к нам приходит мужчина средних лет с очень симпатичной женой, представляется азербайджанцем и высказывает свое восхищение Ниязи. Знакомимся: физик, профессор Нури Сарьял и его жена, поэтесса Нериман. И они нас пригласили к себе в гости. Вот так началась наша дружба. Потом мы неоднократно встречались с прекрасной семьей Нури-бея, он приезжал в Баку по приглашению Академии наук республики.

        Нури-бей удивительный человек. Он не только крупный ученый и организатор науки, но и прекрасно разбирается в музыке, литературе, в искусстве вообще. У него дома одно из лучших, наверное вообще, где-либо существующих коллекций магнитофонных записей и грампластинок с азербайджанской музыкой всех жанров. Он очень хороший семьянин, у него две дочери, сейчас, конечно, уже взрослые, которых он воспитывает в духе любви и уважения к своей стране. Нури-бей – добрейшей души человек, с энциклопедическими знаниями, с хорошим юмором. И он очень трогательно любил Ниязи, искал любой повод и возможность для встречи, бывал практически на всех его концертах. И когда скончался Ниязи, он прислал мне очень теплое письмо, называя Ниязи старшим братом, а меня старшей сестрой.


1.Хаджар ханум Гаджибекова. Рассказ о моем муже. В кн. «Маэстро Ниязи». Воспоминания, статьи, письма (Составители Х.Гаджибекова, А. Гусейнов). Баку, 1987.

   
    copyright by musiqi dunyasi 2000-2005 ©

 


Next Page