МУСИГИШЦНАСЛЫГЫН АКТУАЛ ПРОБЛЕМЛЯРИ
ИССЛЕДОВАНИЕ В. А. ЦУККЕРМАНОМ ТВОРЧЕСТВА ШОПЕНА
Григорий КОНСОН
Search

МУСИГИШЦНАСЛЫГЫН АКТУАЛ ПРОБЛЕМЛЯРИ
ИССЛЕДОВАНИЕ В. А. ЦУККЕРМАНОМ ТВОРЧЕСТВА ШОПЕНА
Григорий КОНСОН
НАУЧНЫЕ ЗАРНИЦЫ ВЯЧЕСЛАВА ВЯЧЕСЛАВОВИЧА МЕДУШЕВСКОГО
Валентина ХОЛОПОВА
Татьяна ЧЕРНОВА. НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПРОСТРАНСТВ
-
ВЕРА И ТВОРЧЕСТВО
Евгения ЧИГАРЕВА

 


Одной из фундаментальных в творческом наследии выдающегося отечественного ученого – В. Цуккермана является его работа «Заметки о музыкальном языке Шопена» (1949). Характеризуя этот труд, Л. Мазель писал, что «… автор избрал не самый выигрышный для него аспект исследования – нет анализов цельных произведений или хотя бы последовательных разборов протяженных мелодий Шопена: исследование ведется на “клеточном” уровне – рассматриваются небольшие мелодические и гармонические обороты. Но делается это так, что в любой “капле” отражается “солнце”, раскрываются черты живого творче-ского облика Шопена» 1. Е. Ручьевская квалифицировала отмеченную работу Цуккермана как «краткую энциклопедию стиля композитора», где теоретические проблемы ученый рассмотрел «сквозь призму целостного анализа» 2. Говоря о ряде выдающихся трудов В. Цуккермана, Г. Григорьева писала, что в его работах о Сонате h-moll Листа, «Камаринской» Глинки, выразительных средствах лирики Чайковского, а также музыкальном языке Шопена метод целостного анализа ученого фактически применен для исследования стиля и стилистических средств одного композитора3.

        Из этих характеристик становится очевидным, что предметом исследования Цуккермана в изучении музыки Шопена явились стилистические и стилевые особенности композитора4. Однако Цуккерман, как отмечали Е. Ручьевская и Г. Григорьева, исполь-зовал здесь, прежде всего, метод целостного анализа, целью которого было всестороннее изучение одного произведения5. Каким же образом анализ композиторского сти-ля и его стилистики, основанный на исследовании множества произведений, сочетался с методом целостного анализа, направленным на изучение одного единственного произведения? 6 Выяснить это – задача настоящей статьи.

        Жанровая природа шопеновской мелодики

        Творческий облик Шопена Цуккерман рассматривает на фоне бытовавших концепций: «Шопен – фортепианный миниатюрист», «Шопен – композитор салонов», «Шопен – “устарелый” композитор» [с. 139] 7. В противовес им ученый расценивает Шопена как одного из самых смелых новаторов8, создававшего новые жанры и обновлявшего старые9, обогащавшего образную выразительность му-зыки и средства ее воплощения, превосходившего Листа по непосредственности мелодического творчества, Шуберта – «диапазоном образных контрастов, Шумана – ролью этих контрастов для дальнейшего развития, и их обоих – логикой, стройностью и изяществом целого» 10.

        Таким образом, приступая к исследованию музыки Шопена, Цуккерман сначала дает ему ценностную характеристику (которой будет придерживаться и в дальнейшем), воспроизводя его обобщенный стилевой портрет на фоне творчества современников. Целью цуккермановского исследования является выяснение новаторских принципов композитора посредством изучения его музыкального языка. Достижение такой цели находилось в основе метода целостного анализа11.

        Поскольку тематизм и мелодику в творчестве Шопена Цуккерман считает областью, в которой гений этого композитора проявился с наибольшей полнотой, свое исследование ученый начинает с жанровой основы тематизма, которая фактически является источником образной трактовки произведения. В качестве жанров, посредством которых обусловливается характер шопеновского тематизма, Цуккерман выделяет следующие: марш, баркаролу, хорал и речитатив. Называя их, Цуккерман показывает, что при всей парадоксальности явления, лирические темы Шопена совмещаются с качествами, им противоположными: четкостью и даже строгостью12. И напротив: энергичные темы пронизаны лирическими чертами. Таким образом, стилистику композитора ученый рассматривает диалектично, с противоположных сторон.

        Подобное взаимодействие лирических и нелирических тем, по наблюдению Цуккермана, происходит при помощи проникновения в лирические темы маршеобразных черт (как, например, во второй теме вступления к Фантазии f-moll, в эпизоде As-dur из ноктюрна H-dur ор. 62, в начале кон-церта e-moll) 13, фактически за счет использования Шопеном различ-ных средств героической образности14. Ее явные и скрытые признаки ученый систематизирует в характерных особенностях жанра марша15, выраженных в специфическом аккомпанементе «бас-аккорд», пунктирном ритме, дробящих силь-ные доли мелизмах, метричности, мерности и устремленности движения, «интонациях целенаправ-ленного восхождения» (как, например, во вступлении к Фантазии f-moll) 16, нередко приобретающих героический, фанфарный характер, «интона-циях активного разрешения», построенных на ритмически подчеркнутом движении к тонике (вторая тема в Ноктюрне H-dur ор. 62 №1) [с. 145].


1. Мазель Л. В. А. Цуккерман и проблемы анализа музыки // В. А. Цуккерман. Музыкант, ученый, человек. Ст., восп., материалы. Ответ. Ред. Г. Го-ловинский. М., 1994. С. 18.

2. Ручьевская Е. Целостный и стилевой анализ // В. А. Цуккер-ман. Музыкант, ученый, человек. Ст., восп., материалы. Ответ. Ред. Г. Головинский. М., 1994. С. 147.

3. Григорьева Г. К исследованию творческого процесса В. А Цуккермана (на материале рукописей книги «Выразительные средства лирики Чай-ковского) // Из личных архивов профессоров Московской консерватории. Сб. 42. Ред.-сост. Г. Григорьева. М., 2002. С. 126.

4. Стилистический – это детальный анализ, с помощью которого раскрывается определенная система художественных средств. По определению В. Медушевского: носителями стилистики оказываются стилистические знаки, которые «связаны со стилем как целым прямыми и обратными связями». Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979, №3. С. 33. Стилевым, в отличие от стилистического, является анализ, основанный на выявле-нии стилистической системы композитора, данной в сравнении с другими. Примеча-тельно, что стиль может быть выявлен не только в сравнительном анализе ряда произведений, но и одного единственного. По определению Д. Лихачева: «Стиль не только форма языка, но это объединяющий эстетический принцип структуры всего содержания и всей формы произведения. Стилеобразующая система может быть вскрыта во всех элементах произведения. Художественный стиль объединяет в себе общее восприятие действительности, свойственное писателю, и художественный метод писателя, обусловленный задачами, которые он себе ставит». Лихачев Д. Развитие русской литературы X-XVII веков. Поэтика древнерусской литературы // Д. Лихачев. Избранные работы в трех томах. Л., 1987. С. 291.

5. См. Цуккерман В. О некоторых особых видах целостного ана-лиза // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. С. 409.

6. Напомним, что в целостном анализе В. Цуккермана (в том виде, в каком он сложился в его лекциях и работах) охватывалась, по определению Л. Мазеля, вся драматургия, заметим, одного сочинения: «(…) все стороны музы-кальной формы произведения, все элементы музыкальной речи в их взаимодейст-вии». Мазель Л. В. А. Цуккерман и проблемы анализа музыки // В. А. Цуккерман. Му-зыкант, ученый, человек. Ст., восп., материалы. Ответ. Ред. Г. Головинский. М., 1994. С.10.

7. Цуккерман имеет в виду первоначальное отношение кучки-стов, которые считали большинство сочинений Шопена «какими-то красивыми кру-жевами и только», а Балакирев сравнивал его с «нервной светской дамой». Цуккер-ман В. Десять «мелодий века» // Советская музыка. 1985, №10. С. 80.

8. Миссию композитора-новатора Шопен осознавал сам, о чем писал в 1831 г. своему учителю Эльснеру из Парижа: «ничто не будет в силах унич-тожить, может быть, слишком смелую, но благородную волю и стремление создать себе новый мир». Цит. по: Кремлев Ю. Эстетика Шопена // Советская музыка. 1949, №7. С. 45.

9. Такая позиция находится в русле отечественной трактовки творчества Шопена. Б. Асафьев, в частности, приводит обращенные, по всей видимости, к своей бывшей ученице слова Балакирева о том, что «Шопен вам не дамский угодник». В балакиревской игре, как впоследствии и игре Блюменфельда, Асафьеву в музыке Шопена слышалось нечто набатное. Асафьев Б. Шопен в воспроизведениях русских композиторов // Советская музыка. 1946, № 1. С. 32, 34. В. Бобровский считал, что в музыке Шопена «строгий отбор, своего рода фильтр, как бы отцеживающий “накипь” волнующих композитора чувств, стоит всегда чутким стражем на пути самовыражения. В музыке Шопена напряженность лирического тока всегда находится под контролем интеллекта и воли». Бобровский В. Шопен // Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Вып. 1. М., 1989. c. 156.

10. Цуккерман В. Заметки о музыкальном языке Шопена // Му-зыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. С. 139.

11. Об этом см.: Цуккерман В. О некоторых особых видах цело-стного анализа // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. С. 410; Мазель Л. Целостный анализ - жанр преимущественно устный и учебный // Музыкальная академия. 2000, №4. С. 133.

12. Л. Мазель справедливо считает, что совмещение признаков разных жанров внутри однородной темы является «выражением богатства единого образа, его многогранности (…)». Мазель Л. О мелодике Шопена (к вопросу о синте-тическом типе мелодики) // Л. Мазель. Исследования о Шопене. М., 2008. С.193.

13. Здесь и далее примеры приведены В. Цуккерманом.

14. «Маршеобразную лирику» Цуккерман находит и в творчест-ве Листа. Но, в отличие от Шопена, марш, по наблюдению ученого, с одной стороны, «имел для Листа гораздо более самостоятельное значение, чем для Шопена, а, с другой стороны, тенденция сдерживать внешние проявления лиризма менее прису-ща Листу». Цуккерман В. Заметки о музыкальном языке Шопена // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. С.149. В русской музыке пример «лириче-ской маршеобразности» Цуккерман обнаруживает в предсмертном ариозо Марфы «Слышал ли ты вдали за этим бором» из оперы Мусоргского «Хованщина» [там же, с. 149].

15. В. Бобровский считает, что в претворении у Шопена жанра марша следует говорить не о коллективном движении, а о «мерной поступи одиноко-го человека» [цит. изд., с. 202]. На наш взгляд, в творчестве Шопена нашли приме-нение разные типы марша, в которых отделить одно движение от другого очень трудно (финал Второй сонаты для фортепиано, начало Фантазии f-moll, Полонез fis-moll).

16. Здесь и далее терминология, данная в кавычках, принадле-жит В. Цуккерману.

Материалларла бцтювлцкдя таныш олмаг цчцн ъурналын «Harmony» сайтына мцражият едя билярсиниз.

С полной версией статьи вы можете ознакомиться в электронном журнале "Harmony".

   
    copyright by musiqi dunyasi 2000-2005 ©

 


Next Page